Независимая оценка качества образования

Тамбовщина

Страничка музыкального руководителя

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ    ВОСПИТАНИЕ    В     СЕМЬЕ.

 ( консультация   для    родителей)

Воспитательное  значение  музыки  отмечалось  в  педагогической  литературе  ещё  со  времён  Аристотеля  и  Платона.  Указывалась  её  неоценимая  роль  в  формировании  детской  личности,  творческих  качеств  растущего  человека.  Вместе  с  тем,  множество  авторов,  касавшихся  проблем  музыкального  воспитания  детей,  сходились  в  общем  мнении  об  известной  сложности  приобщения  детей  к  миру  музыки,  трудности  формирования  музыкальных  интересов.
         Нельзя  однозначно  ответить  на  вопрос  о  причинах  данного  явления.  Они,  видимо,  коренятся  порой  и  в  недостатке  соответствующих  специалистов  и  условий,  и  в  неглубоком  понимании  роли  музыкального  воспитания  для  полноценного  развития  ребёнка,  и  в  невысокой  музыкальной  культуре  некоторых  семей.  Ясно  одно:  всякое  квалифицированное  содействие  делу  музыкального  воспитания  детей  исключительно  важно  и  практически  значимо.
«Если  бы  родители  могли  дать  своим  детям  хоть  малость  эстетической  культуры  -   это  привело  бы  к  грандиозным  результатам»,  -  писал  выдающийся  педагог  -  музыкант  наших  дней  Д. Б .Кабалевский,  -   ибо  «самые  добрые   ростки,  посеянные  в   детских  душах,  могут  засохнуть,  если  не  получат  поддержки  в  семье  у  самых  близких  и  дорогих  людей».
        Родители  должны  активно  привлекать  детей  к  освоению  эстетических  ценностей  музыкального  искусства.  Для  этого  в  семье  родителям  необходимо  как  можно  больше  беседовать  с  детьми,  играть,  выполнять  творческие  задания,  слушать  музыку,  выражать  свои  впечатления  в  слове,  движениях,  рисунках,  фантазировать.
      Игровые  задания  могут  быть  самыми  разнообразными  -  закрыв  глаза,  прислушаться  и  по  звукам  определить,  что  происходит  в  квартире  или  на  улице;   звукоподражая,  рассказать  «о  голосах»  разных  предметов.  В  доступной  форме  родители  могут  рассказать  о  красоте,  смысле,  чувствах  музыки,  о  настроении  мелодии.
      Увлекательный  разговор  о  музыке  в  то  же  время  очень  серьёзен.  Музыка,  убеждается  ребёнок,  -  это  большая,  прекрасная  и  важная  часть  общественной  жизни,  в  которой  «живёт  человек»,  выражая  свои  чувства,  переживания,  мысли,  отношения  к  людям.
У  детей,  которые  часто  соприкасаются  с  музыкой,  более  богатый  мир  чувств,  они  более  отзывчивы  на  переживания  других  людей,  более  жизнерадостны,  легче,  быстрее  и  полнее  воспринимают  всё  новое,  как  правило,  хорошо  учатся  в  школе.  Многие  дети  очень  эмоциональны.  Они  испытывают  большую  потребность  в  художественных  впечатлениях  и  в  активном  проявлении  своих  чувств.  Дети  охотно  поют,  танцуют,  любят  слушать  музыку,  сказки,  рассказы,  очень  любят  рисовать.
     Интерес  к  музыке  и  музыкальные  способности  проявляются  у  детей  по - разному.  Многие  из  них  охотно  слушают  музыку  и  поют,  другие  к  музыке  как  бы  равнодушны.  Иногда  считают,  что  такие  дети  от  природы не  музыкальны,  у  них  «нет  слуха»  и  развивать  его  бесполезно.  Такая  точка  зрения  не  верна.  У  каждого  ребёнка  можно  пробудить  интерес  и  любовь  к  музыке,  развить  музыкальный  слух  и  голос.  Это  поддерживается  и  жизненной  практикой  и  наукой.
     Приобщать  ребёнка  к  музыке  в  домашних  условиях  можно  и  нужно  с  самого  раннего  возраста.  Причём  самыми  различными  способами:  петь  ему  песни,  приучать  слушать  аудиозаписи,  детские  радио  -  и  телепередачи.  Если  имеется  возможность  -  посещать  концерты,  спектакли.
     Как  же  пробудить  у  детей  интерес  к  музыке,  пению? К  сожалению  у  родителей  очень  мало  времени,  потому  что  они  работают,  практически  не  бывают  дома.  Но  в  те  немногие  часы,  которые  родители  проводят  с  детьми,  стараются  наверстать  упущенное.  Необходимо  стремиться  войти  в  круг  интересов  детей,  помочь  им  разобраться  в  жизненных  впечатлениях,  рассказать  о  чем - либо  новом,  интересном.  И  всё  это,  по  возможности,  связать  с  музыкой.
      Дома  необходимо  иметь  записи  детских  песен,  пьес,  музыкальных  сказок;  слушать  как  современную,  так  и  классическую,  и  народную  музыку.  Дети  не  просто  должны  радоваться  музыке,  необходимо  учить  их  переживать  заложенные  в  ней  чувства.  По  мере  прослушивания,  необходимо  спрашивать  у  ребёнка:  -  какая  это  музыка,  весёлая  или  грустная,  спокойная  или  взволнованная,  про  кого  такая  музыка  может  рассказать,  что  под  неё  можно  делать?