МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ.
( консультация для родителей)
Воспитательное значение музыки отмечалось в педагогической литературе ещё со времён Аристотеля и Платона. Указывалась её неоценимая роль в формировании детской личности, творческих качеств растущего человека. Вместе с тем, множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, сходились в общем мнении об известной сложности приобщения детей к миру музыки, трудности формирования музыкальных интересов.
Нельзя однозначно ответить на вопрос о причинах данного явления. Они, видимо, коренятся порой и в недостатке соответствующих специалистов и условий, и в неглубоком понимании роли музыкального воспитания для полноценного развития ребёнка, и в невысокой музыкальной культуре некоторых семей. Ясно одно: всякое квалифицированное содействие делу музыкального воспитания детей исключительно важно и практически значимо.
«Если бы родители могли дать своим детям хоть малость эстетической культуры - это привело бы к грандиозным результатам», - писал выдающийся педагог - музыкант наших дней Д. Б .Кабалевский, - ибо «самые добрые ростки, посеянные в детских душах, могут засохнуть, если не получат поддержки в семье у самых близких и дорогих людей».
Родители должны активно привлекать детей к освоению эстетических ценностей музыкального искусства. Для этого в семье родителям необходимо как можно больше беседовать с детьми, играть, выполнять творческие задания, слушать музыку, выражать свои впечатления в слове, движениях, рисунках, фантазировать.
Игровые задания могут быть самыми разнообразными - закрыв глаза, прислушаться и по звукам определить, что происходит в квартире или на улице; звукоподражая, рассказать «о голосах» разных предметов. В доступной форме родители могут рассказать о красоте, смысле, чувствах музыки, о настроении мелодии.
Увлекательный разговор о музыке в то же время очень серьёзен. Музыка, убеждается ребёнок, - это большая, прекрасная и важная часть общественной жизни, в которой «живёт человек», выражая свои чувства, переживания, мысли, отношения к людям.
У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, легче, быстрее и полнее воспринимают всё новое, как правило, хорошо учатся в школе. Многие дети очень эмоциональны. Они испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении своих чувств. Дети охотно поют, танцуют, любят слушать музыку, сказки, рассказы, очень любят рисовать.
Интерес к музыке и музыкальные способности проявляются у детей по - разному. Многие из них охотно слушают музыку и поют, другие к музыке как бы равнодушны. Иногда считают, что такие дети от природы не музыкальны, у них «нет слуха» и развивать его бесполезно. Такая точка зрения не верна. У каждого ребёнка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это поддерживается и жизненной практикой и наукой.
Приобщать ребёнка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста. Причём самыми различными способами: петь ему песни, приучать слушать аудиозаписи, детские радио - и телепередачи. Если имеется возможность - посещать концерты, спектакли.
Как же пробудить у детей интерес к музыке, пению? К сожалению у родителей очень мало времени, потому что они работают, практически не бывают дома. Но в те немногие часы, которые родители проводят с детьми, стараются наверстать упущенное. Необходимо стремиться войти в круг интересов детей, помочь им разобраться в жизненных впечатлениях, рассказать о чем - либо новом, интересном. И всё это, по возможности, связать с музыкой.
Дома необходимо иметь записи детских песен, пьес, музыкальных сказок; слушать как современную, так и классическую, и народную музыку. Дети не просто должны радоваться музыке, необходимо учить их переживать заложенные в ней чувства. По мере прослушивания, необходимо спрашивать у ребёнка: - какая это музыка, весёлая или грустная, спокойная или взволнованная, про кого такая музыка может рассказать, что под неё можно делать?